© 2018-2020 «Традиции Промысла». Лаковая миниатюра п. Холуй - традиционный народный промысел. Россия, Ивановская область. 

Поиск

Историческая справка

Пост обновлен 20 окт. 2018 г.


Холуйская лаковая миниатюра появилась в Ивановской области, в слободе, пожалованной князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских захватчиков. Предки современных мастеров писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. В обители был обычай — дарить паломникам образки «Видения Богоматери преподобному Сергию». Их писали художники из монастырских мастерских и сельские живописцы Холуйской слободки. К середине XIX века здесь создавали до двух миллионов икон. После революции местные мастера, как и палехские художники, стали расписывать шкатулки. Но не только их — живописными яркими рисунками украшали ларцы «под старину», пудреницы, миниатюрные игольницы. Сюжеты картинок были самыми разнообразными: русская природа и архитектурные пейзажи, исторические события, фольклорные сюжеты. Со временем у художников появился собственный стиль: лаконичное и объемное изображение, крупные планы, минимум деталей. Обрамляли миниатюры орнаментом из сусального золота с добавлением вишневой смолы.

История русской лаковой живописи насчитывает более двух веков. Ее начало принято вести от основания московским купцом Коробовым в конце XVIII века фабрики по изготовлению лакированных козырьков для головных уборов русской армии. С появлением моды на нюхательный табак, Коробов начал изготавливать лаковые табакерки. Вскоре миниатюрные шкатулки стали нести не только утилитарное предназначение, но и восприниматься как предмет интерьера и особенно цениться за непревзойденное исполнение. В дальнейшем изделия русских мастеров стали значительно отличаться от западных аналогов, а главное, содержание росписи носит ярко выраженный национальный характер. За основу сюжетов берутся народные сказки и былины, легенды и мифы, древнерусская и классическая литература и поэзия, быт и русские традиции, как отражение эстетики национальной самобытности. Особое место в русской лаковой миниатюре занимает пейзаж – таинственные сказочные чащи, лесные духи, исчезнувшие древнерусский города. В советские годы искусство лаковой живописи не было утеряно. В содержании лаковой миниатюры сохранились как традиционные сюжеты, так и появились совершенно новые, отразившие колорит советской эпохи и ее художественную эстетику. В России в настоящее время существует четыре центра искусства лаковой миниатюрной живописи: Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй.

Русские мастера, творчески развивая традиции восточного и западноевропейского лакового искусства, обогатили его наследие неповторимым национальным опытом и расширили рамки образного мира лаковой живописи. Русская лаковая живопись не только вобрала в себя опыт и достижения мирового лакового искусства, но и сама оказала влияние на него, стала образцом для подражания.

Просмотров: 28